mixProgram.ru mixProgram.ru

Основы цветоподбора

Цикл обучающих статей для профессиональных колористов автоэмалей.
1.0 Введение
Какой прекрасный, удивительный мир окружает нас! Расписанный пестрыми красками матушки-природы — самого чуткого и вдохновенного живописца, он не устает радовать нас яркими, сочными опенками, игрой тонов и полутонов. А сколько душевного тепла вкладываем мы в описание, казалось бы, простых и закономерных процессов, вдыхая в богатые, пышные эпитеты некую неизвестную нам и, в общем-то, не выразимую никак иначе сущность: золотая осени, багрово-алый закат, лазоревый рассвет, густая зелень леса, бескрайняя синь моря…
1.1 Так что-же мы видим?
Начинать экскурс в дебри колористики, на наш взгляд, надо непосредственно с основ теории. Только в полной мере осознав причину явления, можно разобраться в нем, понять, почему происходит так, а не иначе. Так что же мы подразумеваем под емким, но одновременно и весьма широким понятием «цвет»? На этот вопрос мы и постараемся ответить, попутно рассказав об основных характеристиках цвета и особенностях человеческого цветовосприятия.
1.2 Яркость
Яркость светящегося источника (любого отражающего свет предмета) связана с величиной лучистого потока, попадающего от этого источника в наш глаз.
1.3 Цветность
Цветовой тон рассматриваемого объ­екта связан со спектральным составом излучения. По цветовому тону объекта мы можем судить о его окраске — си­ней, красной, бежевой и т. д. Отдельные участки видимого спектра различаются по окраске, т. е. вызывают ощущение различного цвета. Поэтому цветовой тон удобно характеризовать цифрой — той или иной длиной волны спектрального излучения.
1.4 Насыщеность
Насыщенность (обычно обозначается буквой р) характеризует степень «раз­бавления» цветового тона белым цветом при определенной яркости освещения).
1.5 Цветовая температура
Помимо этих трех базовых понятий — яркость, цветность, насыщенность — источник света при цветовых измерениях принято характеризовать интегральной величиной — цветовой температурой.
1.6 Аномалии цветовосприятия
На наш взгляд, имеет смысл коснуться аномалий в цветовосприятии человека, поскольку они играют важнейшую роль в способности человека адекватно воспринимать и оценивать видимые им цвета. Наблюдатель с нормальным цветовым зрением при сопоставлении поразному окрашенных предметов или неоднородных источников света может различать при внимательном рассматривании большое количество цветов.
2.0 Цветовые модели
Обладая способностью различать цвета, человек испокон веков стремил­ся научиться не только самостоятельно создавать их, но и подбирать инте­ресные ему оттенки, используя име­ющиеся в его распоряжении красители. Это стало особенно актуальным, когда в обществе начали робко появляться первые примитивные промышленные производства.
2.1 Аддитивное и субтрактивное
Итак, из предыдущей главы нам ясно, что мы видим цвета только благо­даря способности различных объектов либо излучать, либо поглощать световые волны. Более того, мы в принципе видим объекты лишь потому, что они либо из­лучают свет, либо отражают его. Именно на базе этих двух типов взаимодействия световых волн с объектами и различают два основных типа цвета: аддитивные и субтрактивные цвета.
2.2 Системы Мансела и Освальда
Все цвета можно получить путем смешения первичных. Исходя из этой аксиомы, люди и стали пытаться создать стройную систему, оперируя которой можно было бы понять, как цвета взаимодействуют друг с другом. Лучше всего для этого расположить их по кругу, включающему три основных типа цветов (чтобы переход между цветами был бо­лее плавным) — первичные, вторичные и третичные.
2.3 Симультативный контраст
В приведённой цитате господина Иттена есть важное замечание, помогающее понять многие ошибки цветоподбора. Оно касается оно касается симультанной контрастности, на практике редко учитываемой колористами.
2.4 Модели CIE
Но мы углубились в частности цветоподбора и немного отклонились от главной темы повествования - цветовых моделей. 
5.0 Тест колориста
Проверьте своё восприятие цвета.  Насколько подходите вы, или ваши сотрудники на роль колориста?
5.1 Таблица цветов RAL Effect (приложение)
RAL EFFECT – новая коллекция с 2007 года. Состоит из 420 матовых оттенков (Semi matt) и 70 высокоглянцевых металликов (High gloss).  Пятизначная нумерация: №XXX-X или №XXX-M где M (металлик).
Мы используем файлы cookie для работы сайта. Читать подробнее.