1.1 Так что-же мы видим?
Так что-же мы видим?
Подбором соответствующей яркости каждого из этих компонентов можно получить все 1 80 цветовых оттенков. Три основных цвета обозначаются в колориметрии латинскими буквами: красный (Red), зеленый (Green) и синий (Blue). Путем сложения в нужной пропорции основных цветов — R, G и В - возможно получить разнообразные цветовые тона. Специалисты объясняют это тем обстоятельством, что цветочувствительные колбочки внутри глаза разделяются, как мы уже сказали, на три «сорта» по цветовой чувствительности: «красные», «зелёные» и «синие». Одновременное возбуждение в разных соотношениях этих групп колбочек светом, поступающим от наблюдаемого объекта, вызывает разнообразные цветовые ощущения.
Три основных цвета - R, G и В -являются взаимно независимыми. Это означает, что ни один из них не может быть получен путем сложения (смешения) двух других. |
Раньше предполагалось, что цветовые ощущения человека обусловлены только реакцией на раздражение этих трех видов колбочек. Поэтому была создана система цифрового выражения цвета в виде набора трех чисел, что мы преимущественно и видим сегодня на банках с краской. Подобная система не учитывает целый ряд факторов, влияющих на цветовосприятие (интенсивность светового потока, уровень освещенности, эмоциональное состояние наблюдателя и т.д.), поэтому вряд ли можно считать ее объективной.
Говоря о восприятии цвета, нельзя не упомянуть и о таком важном свойстве глаза, как адаптация. Наша восприимчивость к цвету постоянно меняется. Мы воспринимаем его поразному и адаптируемся к изменениям цвета и освещения в зависимости от окружающих условий. Но именно это свойство - адаптация зрения - обеспечивает опознание предметов по цвету (за счет эффекта принадлежности цвета) при вариациях условий освещения и рассматривания в весьма широких пределах. Вместе с тем при изменении спектрального состава освещения визуально воспринимаемые различия между одними цветами усиливаются, а между другими - ослабевают (рис. 8).
Например, при желтоватом освещении, создаваемом лампами накаливания, синие и зеленые тона различаются хуже, чем красные и оранжевые, а при синеватом освещении в пасмурную погоду, наоборот, хуже различаются красные и оранжевые тона. При слабом освещении все цвета различаются хуже и воспринимаются менее насыщенными («эффект сумеречного зрения»). При очень ярком освещении цвета воспринимаются также менее насыщенными и «разбеленными». Но после того, как человеческий глаз адаптировался к цвету определенной интенсивности, ее небольшие изменения не повлияют на воспритие яркости. Это называется цветовой стабильностью. Даже при изменении освещения цвет будет восприниматься как тот же самый.
Эти особенности зрительного восприятия широко используются в изобразительном искусстве для создания иллюзии того или иного освещения (это стараются использовать и маляры, когда пытаются «впихнуть» клиенту машину с разнотоном).
Кроме того, восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психологического состояния наблюдателя, например: обостряться в опасных ситуациях, снижаться при усталости и т. д. Несмотря на адаптацию глаза к условиям освещения, цветовосприятие может довольно заметно отличаться от обычного при сильном изменении интенсивности излучения ( того же относительного спектрального состава) - явление, открытое немецкими учеными В. Бецольдом и Э. Брюжке в 70-х гг. XIX в. Оно наглядно демонстрируется в так называемой бинокупярной колориметрии, основанной на адаптации глаз независимо друг от друга. Всё это указывает на ведущую роль мозговых центров ответственных за восприятие цветов,и степень их «тренированности» (при неизменном фотохимическом аппарате зрения).
Следовательно, колористу в процессее работы надо обязательно делать определенные паузы (естественно, не на полдня), чтобы его глаза и мозг отдохнули, усвоили полученную информацию и, спокойно проанализировав ее, что называется "забыли" бы и больше к ней не возвращались. Также следует по возможности чередовать подбор ярких красок с более спокойными, не так сильно утомляющими глаза.
Делая промежуточный вывод из всего вышеизложенного, отмечаем для себя самое главное. В большинстве случаев, как это ни прискорбно, мы видим не настоящий цвет наблюдаемого предмета, а в значительной степени искаженное отражение светового потока, исходящего от некоего источника света. Звучит как ересь, но еще Исаак Ньютон говорил (после того, как ему на голову упало яблоко), что световые лучи, строго говоря, цвета не имеют, - мы живем в мире бесконечных отражений и видим только эти отражения.
Итак, цвет характеризуется тремя параметрами. Остановимся на них подробнее... (дальше)
< назад | дальше >