2.1 Аддитивное и субтрактивное
Аддитивный цвет (от англ. add -«добавлять») получается благодаря восприятию нами света, излученного каким-либо источником. Аддитивные цвета мы видим, глядя на солнце, лампу или экран монитора. Принцип формирования аддитивного цвета заключается в смешении световых лучей различных цветов. В этой системе отсутствие светового излучения дает черный цвет, а смешение световых лучей видимого спектра - белый.
Субтрактивный цвет (от англ. subtract - вычитать ) - цвет отражённый, он формируется в процессе вычитания тех или иных цветов спектра из светового луча. Проходит это вычитание при отражении свето от какого-либо объекта, когда часть световых лучей поглощается объектом, а часть отражается во внешний мир. Вот эта отражённая часть и придаёт отражающему объекту некоторый цвет. Эта модель и будет нас интересовать в дальнейшем, поскольку при подборе цвета для автомобиля мы имеем дело именно с отражёнными цветами.
В субтрактивной системе вся цветовая палитра создаётся на базе смешения трех основных цветов. Однако в отличие от аддитивной где базовыми являются красный, зеленый и синий (Red, Green, Blue — модель RGB), в субтрактивной основными цветами считаются голубой (Cyan), пурпурный (Magenta) и желтый (Yellow) — противоположности красному, зеленому и синему. В этой модели отсутствие цветов дает белый цвет, а их полное присутствие - черный (Blасk).
Но почему именно голубой, пурпурный и желтый? Да потому, что субтрактивный цвет - это отраженный аддитивный, а чистый белый излученный свет получается при смешивании 100% от каждого из трех первичных цветов (красного, зеленого, синего). Красители же, поскольку они пигментны или вещественны, не только отражают, но и поглощают (вычитают) световые лучи (создают цвет субтрактивным методом). Вычитание красного создает голубой (смесь синего и зеленого), вычитание зеленого - пурпурный (смесь красного и синего), а синего (смесь зеленого и красного) - желтый. (То есть, если предмет поглощает красный и отражает синий и зеленый, то мы воспринимаем этот предмет как голубой; если он поглощает синий и отражает красный и зеленый, мы видим его как желтый; если он поглощает зеленый и отражает синий и красный, мы видим его как пурпурный.)
Поэтому голубой, пурпурный и желтый являются тремя первичными цветами (или основными субтрактивными цветами), используемыми в субтрактивном смешении. При создании субтрактивных цветов часто добавляют черный цвет, поскольку, строго говоря, смесь голубого, пурпурного и желтого красителей дает не чисто черный, а грязно-серый цвет (физические свойства тонеров). Именно вследствие добавления черного получается четырехцветная модель, называемая CMYK.
Но очень трудно запомнить, что и как вычитается, что и как смешивается и что в результате получается, а каждый раз проводить в уме эти вычисления - слишком утомительное, муторное занятие. Для эффективной работы колористов в различных отраслях промышленности нужна наглядная схема, по которой без особого труда можно было бы легко ориентироваться в многообразии цветов и цветовых оттенков, видеть, как они переходят друг в друга.
Перед тем как продолжить наше дальнейшее повествование, необходимо сделать одну оговорку. Несмотря на то что первичными субтрактивными цветами, как мы выяснили, являются голубой, пурпурный и желтый, в качестве первичных все-таки принято упоминать и использовать красный, синий, желтый - следуя художественной традиции. В колористике также используют такие понятия, как вторичные и третичные цвета. Вторичные получаются путем смешения первичных. Смешение желтого и красного дает оранжевый, красного и синего - фиолетовый, синего и желтого — зеленый. Третичные получаются в результате смешения первичного и производного от него вторичного. Это означает, что существует 1 2 основных цветов: 3 первичных, 3 вторичных и 6 третичных (по два цвета от каждого первичного).