1.4 Насыщеность
Например, ярко-красная (насыщенная) краска может быть разбавлена белой (белилами, мелом). При таком разбавлении тон не меняется - меняется лишь насыщенность. Наибольшей насыщенностью обладает монохроматический одноцветный) источник, излучающий свет только одной длины волны. Насыщенность такого источника максимальна: о = 1 00 %. Для белого «неподкрашенного» цвета р = 0.
Поэтому, подбирая цвет краски, колорист должен сначала сравнять уровень яркости («яркий» - «блеклый») и насыщенности («грязный» — «насыщенный») получающейся смеси с оригинальным цветом и только потом подбирать (доко-леровывать) цветовой тон. Это несложно - для этого существуют специальные таблицы, графики, схемы и т. д.
Самая распространенная ошибка колористов состоит в том, что, не разобравшись, например, с насыщенностью искомого цвета, они, найдя похожий вроде бы цветовой тон, пытаются добавлением каких-либо подкрашивающих пигментов довести его до оригинального. Но у них ничего не выходит: получаемый красный кажется им желтее или синее того красного, который они ищут. На самом же деле они просто работают с несопоставимым по насыщенности оттенком, с добавлением дополнительных, совсем не тех, что надо, компонентов, поэтому им не прийти к нужному результату (надо не красить, а «разбелять» смесь). Розовая и красная краски (вспомните пример, прозвучавший чуть выше, когда мы давали определение насыщенности, - в нем речь шла именно о розовой и красной красках) не различаются цветовым тоном. Различие заключается только в насыщенности.
Другими словами, насыщенность - это степень выраженности цветового тона в цветовом ощущении. Насыщенность показывает, насколько цвет далек или близок к цвету монохроматического излучения того же цветового тона. В колориметрии за единицу принимается насыщенность цветов спектральных излучений. Глаз воспринимает спектральные излучения как самые насыщенные.
Другими словами, можно сказать, что насыщенность обозначает видимую яркость, или интенсивность, цвета. Световой спектр состоит из лучей крайне насыщенного цвета, а цвета, которые мы видим вокруг, большей частью ненасыщенны, поскольку к ним в результате разнообразных естественных процессов примешивается белый цвет, что, в свою очередь, и делает их насыщенными в еще меньшей степени.
Капельки воды в воздухе, как маленькие призмочки, «разбавляют» цвет объекта. Разное количество белого света, отраженное от куска алой материи, в зависимости от угла зрения придает различные оттенки яркому, если смотреть под прямым углом, цвету. Проходящий через оконное стекло белый цвет разбавляет цвета объектов, которые мы наблюдаем через это окно.