2.2 Системы Мансела и Освальда

2.2 Системы Мансела и Освальда
Все цвета можно получить путем смешения первичных. Исходя из этой аксиомы, люди и стали пытаться создать стройную систему, оперируя которой можно было бы понять, как цвета взаимодействуют друг с другом. Лучше всего для этого расположить их по кругу, включающему три основных типа цветов (чтобы переход между цветами был бо­лее плавным) — первичные, вторичные и третичные.
С другой стороны, три главных изменяющихся параметра (или характеристики) цвета — цветовой тон, насыщенность (чистота) и светлота - на­глядно показывают нам, что видимый цвет трехмерен; следовательно, интер­претировав эти три параметра как коор­динаты, можно задать некое простран­ство, а в нем графически представить положение видимого цвета. Собрав все это воедино, мы и получаем известную всем модель цветового пространства (рис. 12).

Базовое цветовое пространство строится по трем цилиндрическим ко­ординатам: цветовой тон, насыщенность и светлота (или степень почернения). На центральной вертикальной оси откладывается светлота, а на горизонталь­ной - насыщенность. Цветовому тону соответствует угол, под которым ось на­сыщенности отходит от оси светлоты.
Мы можем продемонстрировать со­отношение между атрибутами световых волн и атрибутами света в трехмерном цветовом пространстве. Амплитуда волн определяет положение цвета на оси светлоты; чистота волн задает его положение на оси насыщенности; длина волны определяет угол цветового тона. Возле «экватора» залегают чистые, яркие цветовые тона. По мере приближения к центру тона смешиваются друг с другом и становятся менее чистыми, т. е. теряют насыщенность. При перемещении по вертикальной оси цвета различных тонов и насыщенности становятся либо светлее, либо темнее. Возле «полюсов» светлоты цвет приближается к белому и черному, а в центре, где встречаются и смеши­ваются белый, черный и все остальные цветовые тона, находится нейтральный серый цвет.
 
 
В 1905 г. американский художник и исследователь Манселл (А. Н. Munsell, создатель цветовых таблиц Манселла) предложил систему (пересмотренную в 1943 г.), определяющую три характе­ристики цвета: цветовой тон, цветность и яркость. Цветовой тон делился на пять основных цветов: красный, желтый, зе-леный. синий и пурпурный. Кроме того, каждый цвет имел 10 градаций. Яркость (или темнота) определялась в 11 ша­гов - от белого до черного. Цветность, т. е. мера насыщенности (или чистоты) г.-залась на 1 5 степеней. Видимость :з=та в системе Манселла описывалась тремя компонентами: цветовой тон/яркость/цветность. Например, ярко-красному цвету соответствовала форму­ла 5R/4/14, где 5R обозначало цветовой тон, 4 — яркость, 14 - цветность.
 
Сегодня на базе идей Манселла построено множество цветовых пространств различных типов. Эти же идеи развивал и немецкий теоретик цвета Вильгельм Оствальд, который, проработав схему своего американского коллеги, предложил в 1917 г. несколько видоизмененную систему. В ней предполагалось 8 цветовых тонов с четырьмя базовыми цветами: желтым, ультрамариновым синим, красным и цветом морской волны (зеленым). Эти цвета далее делились, образуя цветовой круг из 24 цветов. В своей книге об основах цвета он писал: «Для того чтобы определить все возможные гармоничные сочетания, необходимо подыскать систе­му порядка, предусматривающую все их варианты. Чем этот порядок проще, тем более очевидной или само собой разу­меющейся будет гармония. Мы нашли две системы, способные определить этот порядок: цветовые круги, соединяющие цвета равной степени насыщенности, и треугольники для цветов, представля­ющих смеси того или иного цвета с белым или черным. Цветовые круги позволяют определить гармоничные сочетания раз­личных цветов, треугольники — цвето-тональную гармонию».
 
Сегодня для изготовления автомо­бильных эмалевых красок повсеместно используют круг Оствальда. В нем все цвета расположены на плоскости по кругу. При подборе красные цвета составляются с помощью двух других первичных цветов - синего и желтого. Синие - из красного и зеленого (т. е. более красный и более зеленый), желтые - так­же из красного и зеленого, только по кругу они идут в другую сторону (т. е. те же более красный и более синий).
 
 
Три вторичных цвета составляются с помощью соседних цветов: оранжевые - более красные или более желтые, зеленые — более синие или более жел­тые, фиолетовые - более красные или более синие.
Цвета, которые в круге Оствальда расположены друг против друга, имеют тенденцию к взаимному уничтожению, при смешивании дают грязь, уходят в серость. Например, когда синий имеет слишком выраженный красный оттенок, можно добавить зеленого, чтобы умень­шить долю красного. При смешивании двух противоположных цветов можно, в принципе, получить серый. Насыщенность цвета возрастает по мере удаления от центра круга.
Круг Оствальда наглядно иллюстрирует важный для выравнивания цвета эффект: если синий и зеленый цвета расположены рядом друг с другом, то синий имеет тенденцию в направлении к фиолетовому, а зеленый - в направле­нии к желтому.
 
Но не все так идеально и просто. В 1961 г. швейцарский художник-нова­тор, исследователь и учитель по цвету Йоханнес Иттен опубликовал свою «Теорию цвета», в которой описал, как добиться гармонии цветов с помощью ак­цента на цветовом тоне. Для нас же важно то, что он разрабатывал эту систему, ис­пользуя как раз истинные первичные суб­трактивные цвета: голубой, пурпурный и желтый. На их основе он создал круг цветовых тонов, состоящий из 1 2 цветов. Он отнёс дополнительные цвета (цвета, расположенные друг напротив друга в круге) к двухцветной гармонии, а также определил трехцветную гармонию цветовых тонов в вершинах вписан­ного равностороннего треугольника, четырехцветную гармонию в углах квадрата, шестицветную - в углах правильного шестиугольника и т. д. Его схема очень полезна для понимания взаимодействия и «перехода» цветов. Вот что он писал: «Когда Оствальд говорит: «Гармония = Порядок», предлагая в качестве системы порядка цветовые круги для различных цветов одинаковой насыщенности и цвето -тональные треугольники, он не учитывает физиологических законов остаточного изображения и симультанности.
Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета яв­ляется цветовой круг, поскольку он дает систему расположения цветов. Так как художник-колорист работает с цветовы­ми пигментами, то и цветовой порядок круга должен быть построен согласно законам пигментных цветовых смесей. Это значит, что диаметрально противо­положные цвета должны быть дополни­тельными, т. е. дающими при смешении серый цвет. Так, в моем цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов дает нам серый цвет. В то время как в круге Оствальда синий цвет расположен против желтого, и их пигментная смесь дает зеленый. Это основное различие в построении означает, что цветовой круг Оствальда не может быть использован ни в живописи, ни в прикладных искусствах».
 
От себя добавим, что автомобильная колористика - самое что ни на есть прикладное искусство. Выходит, что все плакаты, все многочисленные пособия по колористике, основанные на теории Оствальда, ошибочны? Нет, такие глубокие выводы, конечно же, делать не стоит; единственное - следует учитывать слова господина Иттена и, осуществляя цветоподбор по общим принципам колеровки, понимать, что все не так уж однозначно просто и универсального алгоритма этого процесса, универсальной схемы, следуя которой вы обязательно получите стопроцентно правильное решешение задачи, к сожалению , всё ещё нет. (А вот сторонники и противники есть как у Иттена, так у у Оствальда.) 

23:23
2.87K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...