2.2 Системы Мансела и Освальда
С другой стороны, три главных изменяющихся параметра (или характеристики) цвета — цветовой тон, насыщенность (чистота) и светлота - наглядно показывают нам, что видимый цвет трехмерен; следовательно, интерпретировав эти три параметра как координаты, можно задать некое пространство, а в нем графически представить положение видимого цвета. Собрав все это воедино, мы и получаем известную всем модель цветового пространства (рис. 12).
Базовое цветовое пространство строится по трем цилиндрическим координатам: цветовой тон, насыщенность и светлота (или степень почернения). На центральной вертикальной оси откладывается светлота, а на горизонтальной - насыщенность. Цветовому тону соответствует угол, под которым ось насыщенности отходит от оси светлоты.
Мы можем продемонстрировать соотношение между атрибутами световых волн и атрибутами света в трехмерном цветовом пространстве. Амплитуда волн определяет положение цвета на оси светлоты; чистота волн задает его положение на оси насыщенности; длина волны определяет угол цветового тона. Возле «экватора» залегают чистые, яркие цветовые тона. По мере приближения к центру тона смешиваются друг с другом и становятся менее чистыми, т. е. теряют насыщенность. При перемещении по вертикальной оси цвета различных тонов и насыщенности становятся либо светлее, либо темнее. Возле «полюсов» светлоты цвет приближается к белому и черному, а в центре, где встречаются и смешиваются белый, черный и все остальные цветовые тона, находится нейтральный серый цвет.
В 1905 г. американский художник и исследователь Манселл (А. Н. Munsell, создатель цветовых таблиц Манселла) предложил систему (пересмотренную в 1943 г.), определяющую три характеристики цвета: цветовой тон, цветность и яркость. Цветовой тон делился на пять основных цветов: красный, желтый, зе-леный. синий и пурпурный. Кроме того, каждый цвет имел 10 градаций. Яркость (или темнота) определялась в 11 шагов - от белого до черного. Цветность, т. е. мера насыщенности (или чистоты) г.-залась на 1 5 степеней. Видимость :з=та в системе Манселла описывалась тремя компонентами: цветовой тон/яркость/цветность. Например, ярко-красному цвету соответствовала формула 5R/4/14, где 5R обозначало цветовой тон, 4 — яркость, 14 - цветность.
Сегодня на базе идей Манселла построено множество цветовых пространств различных типов. Эти же идеи развивал и немецкий теоретик цвета Вильгельм Оствальд, который, проработав схему своего американского коллеги, предложил в 1917 г. несколько видоизмененную систему. В ней предполагалось 8 цветовых тонов с четырьмя базовыми цветами: желтым, ультрамариновым синим, красным и цветом морской волны (зеленым). Эти цвета далее делились, образуя цветовой круг из 24 цветов. В своей книге об основах цвета он писал: «Для того чтобы определить все возможные гармоничные сочетания, необходимо подыскать систему порядка, предусматривающую все их варианты. Чем этот порядок проще, тем более очевидной или само собой разумеющейся будет гармония. Мы нашли две системы, способные определить этот порядок: цветовые круги, соединяющие цвета равной степени насыщенности, и треугольники для цветов, представляющих смеси того или иного цвета с белым или черным. Цветовые круги позволяют определить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники — цвето-тональную гармонию».
Сегодня для изготовления автомобильных эмалевых красок повсеместно используют круг Оствальда. В нем все цвета расположены на плоскости по кругу. При подборе красные цвета составляются с помощью двух других первичных цветов - синего и желтого. Синие - из красного и зеленого (т. е. более красный и более зеленый), желтые - также из красного и зеленого, только по кругу они идут в другую сторону (т. е. те же более красный и более синий).
Три вторичных цвета составляются с помощью соседних цветов: оранжевые - более красные или более желтые, зеленые — более синие или более желтые, фиолетовые - более красные или более синие.
Цвета, которые в круге Оствальда расположены друг против друга, имеют тенденцию к взаимному уничтожению, при смешивании дают грязь, уходят в серость. Например, когда синий имеет слишком выраженный красный оттенок, можно добавить зеленого, чтобы уменьшить долю красного. При смешивании двух противоположных цветов можно, в принципе, получить серый. Насыщенность цвета возрастает по мере удаления от центра круга.
Круг Оствальда наглядно иллюстрирует важный для выравнивания цвета эффект: если синий и зеленый цвета расположены рядом друг с другом, то синий имеет тенденцию в направлении к фиолетовому, а зеленый - в направлении к желтому.
Но не все так идеально и просто. В 1961 г. швейцарский художник-новатор, исследователь и учитель по цвету Йоханнес Иттен опубликовал свою «Теорию цвета», в которой описал, как добиться гармонии цветов с помощью акцента на цветовом тоне. Для нас же важно то, что он разрабатывал эту систему, используя как раз истинные первичные субтрактивные цвета: голубой, пурпурный и желтый. На их основе он создал круг цветовых тонов, состоящий из 1 2 цветов. Он отнёс дополнительные цвета (цвета, расположенные друг напротив друга в круге) к двухцветной гармонии, а также определил трехцветную гармонию цветовых тонов в вершинах вписанного равностороннего треугольника, четырехцветную гармонию в углах квадрата, шестицветную - в углах правильного шестиугольника и т. д. Его схема очень полезна для понимания взаимодействия и «перехода» цветов. Вот что он писал: «Когда Оствальд говорит: «Гармония = Порядок», предлагая в качестве системы порядка цветовые круги для различных цветов одинаковой насыщенности и цвето -тональные треугольники, он не учитывает физиологических законов остаточного изображения и симультанности.
Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он дает систему расположения цветов. Так как художник-колорист работает с цветовыми пигментами, то и цветовой порядок круга должен быть построен согласно законам пигментных цветовых смесей. Это значит, что диаметрально противоположные цвета должны быть дополнительными, т. е. дающими при смешении серый цвет. Так, в моем цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов дает нам серый цвет. В то время как в круге Оствальда синий цвет расположен против желтого, и их пигментная смесь дает зеленый. Это основное различие в построении означает, что цветовой круг Оствальда не может быть использован ни в живописи, ни в прикладных искусствах».
От себя добавим, что автомобильная колористика - самое что ни на есть прикладное искусство. Выходит, что все плакаты, все многочисленные пособия по колористике, основанные на теории Оствальда, ошибочны? Нет, такие глубокие выводы, конечно же, делать не стоит; единственное - следует учитывать слова господина Иттена и, осуществляя цветоподбор по общим принципам колеровки, понимать, что все не так уж однозначно просто и универсального алгоритма этого процесса, универсальной схемы, следуя которой вы обязательно получите стопроцентно правильное решешение задачи, к сожалению , всё ещё нет. (А вот сторонники и противники есть как у Иттена, так у у Оствальда.)