SAMARA / Lada
LADA Samara — название семейства советских и российских легковых автомобилей малого класса, выпускавшихся Волжским автозаводом с 1984 года по 24 декабря 2013 года. Стали первыми автомобилями Волжского автозавода, не связанными технической преемственностью с Fiat 124. В своё время — самые популярные на российском рынке автомобили отечественного производства.
Первоначально на внутреннем рынке эта линейка автомобилей носила название «Спутник», а название Lada Samara использовалось только для экспортных автомобилей. Последнее впоследствии распространилось как «Лада Самара» и в России, а затем стало для семейства официальным.
В народе автомобили семейства известны под собирательным прозвищем «зубило».
В 1991—1993 годах был проведён фейслифтинг семейства, в ходе которого оно получило новое оформление передка и (часть выпуска) панель приборов, аналогичные освоенному незадолго до этого седану ВАЗ-21099 (1990).
В 1997—2003 годах был произведен рестайлинг всех моделей семейства, начиная с седана и заканчивая трёхдверным хетчбэком. Автомобили получили обновленную переднюю часть с узкими блок-фарами изменённой формы, новые бамперы, окрашенные в цвет кузова, широкие молдинги на боковинах, спойлер на задней двери, а также новый интерьер.
«Спутник» был в своё время наиболее технически современным автомобилем в советском автостроении, пользовался спросом за границей.
«Спутник» не был первым серийным отечественным переднеприводным автомобилем: это место принадлежит модели ЛуАЗ-969В (1967—1969). Однако многое в его конструкции было принципиально новым для советской автоиндустрии: поперечное расположение силового агрегата, подвеска типа «макферсон», система встроенных датчиков самодиагностики, диагональная схема разделения тормозной системы, отрицательное плечо обката в передней подвеске, наконец — использование современных на тот момент материалов и технологий, — в частности, широкое применение пластмасс и цинковое покрытие отдельных элементов кузова.
Изначально автомобили оснащались рядными четырёхцилиндровыми, восьмиклапанными карбюраторными бензиновыми двигателями рабочим объёмом 1300, позднее — 1100 и 1500 см³.
С 1994 года на часть выпуска стали устанавливаться четырёхцилиндровые бензиновые двигатели с распределённым впрыском топлива. В настоящее время все автомобили семейства снабжают впрысковыми двигателями.
В июне 2013 года прекращено производство трехдверных хэтчбеков Lada Samara, а в декабре 2013 года было прекращено производство и пятидверных хэтчбеков — 24 декабря 2013 года с конвейера сошла последняя Lada Samara 2114 (с 8-клапанным двигателем объемом 1,6 л и механической пятиступенчатой коробкой передач).