НАУКА ОБ ИЗМЕРЕНИИ ЦВЕТА (КОЛОРИМЕТРИЯ). Часть 1
Наука о цвете из-за входящих в нее художественных и эстетических аспектов не может разрабатываться как строго научная дисциплина.Полное право называться точной наукой может входящая в нее частная дисциплина – колориметрия (наука об измерении цвета).Это дисциплина на стыке физики, математики, биологии, физиологии, психологии. В ней приходится работать одновременно в двух направлениях: изучать и глаз, и цвет. Колориметрия– единственная физико-математическая дисциплина, которая изначально построена на ощущениях. Все приборы, работающие в рамках этой науки, тестируются глазами. Главный измерительный прибор колориметрии–это человеческий глаз, в котором рождается цвет.
Физиком Эрвином Шредингером был введен термин «метрика цвета», который обозначает учение о взаимном количественном выражении цветов.
Низшая метрика цветаосуществляется при помощи оценки тождественности цветов с применением цветовых уравнений,высшая-путем оценки цветовых различий или тождественности отдельных цветовых характеристик.
Ниже даются строгие определения колориметрических терминов [40].
Цвет (психофизический*); цвет в колориметрии – трехмерная векторная величина, однозначно характеризующая группу излучений, визуально неразличимых в колориметрических условиях. Определяется координатами цвета в одной из стандартных колориметрических систем МКО
Колориметрическая система – система количественного выражения цвета, основанная на возможности воспроизведения данного цвета путем аддитивного смешения трёх выбранных цветовых стимулов. Понятие «колориметрическая система» относится к системам RGB, XYZ МКО 1931 г. и XYZ МКО 1964 г. В широком смысле термин «система координат» или просто «система» может относиться к производным системам количественного выражения цвета, базирующихся на трех выбранных цветовых стимулах колориметрических систем.
Координаты цвета – количества трех основных цветов, необходимые для получения колориметрического равенства с измеряемым цветом.Измерить цвет– это определить три координаты цвета.
Цветовое различие (визуальное)– различие между двумя цветами, каким его видит человеческий глаз. Описывается в терминах субъективных цветовых характеристик: светлее, темнее, насыщеннее, краснее, зеленее, желтее и т.д.
Цветовое различие DЕ – обозначение общего цветового различия между цветами. Определяется расстоянием между двумя точками, представляющими цветовые стимулы в выбранном цветовом пространстве. Описывает величину (размер, степень, количество в порогах) различия между цветами и не дает качественного представления о его природе. Качественное представления дают различия в компонентах цветового различия.
Порог цветоразличения– наименьшее воспринимаемое глазом различие в цвете. В значительной степени зависит от условий наблюдения.
Цветовое пространство – трехмерное пространство для геометрического представления воспринимаемых или психофизических цветов.
Цветовое пространство CIE 1976 (L*a*b*) – трехмерное приблизительно равноконтрастное цветовое пространство, полученное построением в прямоугольных координатахL*, a*, b*,однозначно связанных с координатамиXYZ в системе МКО. Координата L* характеризует светлоту, координата a* - содержание красного или зеленого цвета, координата b* - содержание желтого или синего цвета. В этом пространстве цвет может также определяться полярными координатамиL*, C*, h,гдеC* коррелирует с насыщенностью, а h(угол цветового тона)-с цветовым тоном. Равнозначное обозначение- CIELAB.
Формула цветового различия CIE 1976 (L*a*b*): DEСМС(l:c) – служит для расчета общего цветового различия между двумя цветами с известными координатамиL*, C*, h,Обозначение(l:c)относится к коэффициентам коррекции для светлоты и насыщенности. При отношенииl:c= 1:1 формула предназначена для расчета воспринимаемых цветовых раздичий, при отношении l:c = 2:1 – для определения приемлемых цветовых различий. Обозначение-СМС (1:1) иСМС (2:1).
Дин Джадд и Гюнтер Вышецки не преувеличивали, когда писали о том, что «удовлетворяющее покупателя производство предметов потребления ... может быть осуществлено только с привлечением в широком объеме методов цветового контроля. Цветовые измерения являются неотъемлемой составной частью современной деловой жизни» [6].
Если в начале прошлого века Генри Форд мог представить покупателю свою последнюю модель лимузина «любого цвета, при условии, что он черный», то от 2.500 цветовых оттенков автокрасок, имеющихся во всей Европе в 1970 г., их число к концу века превышало 20.000. Из года в год к ним добавляется несколько сот новых цветовых оттенков. «Банки цветов» отдельных фирм содержат сотни и тысячи цветов, на каждый из которых имеется отработанная рецептура с использованием технологии и материалов данной фирмы. Но работа с таким большим числом образцов цвета, с их воспроизведением в материале, невозможна без использования современных технологий и науки о цвете. Чтобы эффективно использовать цвет, его обязательно нужно держать под строгим контролем. Если вы умеете измерять цвет, вы можете его контролировать, сообщать и передавать информацию о цвете в виде величины коэффициента отражения (спектральные данные) и в виде значений координат цвета.
Компьютеризированные системы расчета рецептур и подгонка цвета с помощью спектрофотометров и компьютерных программ – это стратегия большинства крупных фирм, выпускающих и использующих окрашенные материалы.
Для того, чтобы владеть современными технологиями, связанными с измерением и преобразованием цвета, например, в компьютерах, сканерах и принтерах, также необходимо знание колориметрии.
Для чего нужны цветовые измерения в промышленности? В первую очередь они необходимы для того, чтобы определить, соответствует или нет цвет окрашенной продукции норме, то есть, это – объективный метод контроля цвета при выпуске или приемке окрашенной продукции. Они необходимы для:
-
аттестации цвета, то есть, в качестве цветовой меры эталонов (контрольных образцов цвета) и цветовых различий между допускаемыми отклонениями на цвет материала;
-
объективного сравнения с цветом выпускаемого или поставляемого материала в арбитражных случаях; сравнения с образцами цвета других фирм, международных атласов, картотек, каталогов цветов;
-
оценки цвета образцов по объективным колориметрическим характеристикам;
-
в автоматизированных системах расчёта рецептур для воспроизведения эталонного цвета и в автоматизированных процессах производства окрашенных материалов;
-
объективного определения степени изменения цвета (эталонов, материалов) в процессе хранения и использования на протяжении срока действия. Степень изменения определяется по значениям цветовых различий D Е.
Разработка и стандартизация методов измерения цвета.
В основе современных методов измерения цвета лежат законы Грассмана и аддитивное сложение цветов. Грассман сформулировал свои знаменитые три закона, которые в настоящее время цитируются в разных формулировках. Их можно выразить в виде основного общего закона: «Светоадаптированный трихроматический глаз оценивает падающее на него излучение по трем не зависящим друг от друга спектральным функциям воздействия (сложения) линейно и постоянно, причем объединяет эти отдельные воздействия в неразрывное суммарное воздействие (стимул)».
По-отдельности законы можно сформулировать как закон трехмерности, закон непрерывности, закон аддитивности. Излучения, которые кладутся в основу системы цветовых измерений, называют основными стимулами. При графическом построении зависимостей количеств основных цветов от длины волны получаются функции длины волны, называемые функциями сложения цветов или просто кривыми сложения.Функции сложения цветов (кривые сложения) характеризуют стандартного колориметрического наблюдателя (три стандартные кривые спектральной чувствительности трех разных «фотоприемников» человеческого глаза).
Подлинному прогрессу в области измерения цвета способствовала возникшая в 20-ые годы прошлого века потребность в технических измерениях и характеристиках цвета окрашенной продукции. Особенно остро встала проблема инструментальной оценки цвета нефти в США, которая продавалась по цвету, а визуальная оценка при нестандартных условиях определения то и дело приводила к разногласиям. Подобные проблемы возникали и в текстильной промышленности, особенно при поставках текстиля для военных ведомств, а также в лакокрасочной и других отраслях. Необходимость использования объективных методов контроля цвета промышленной продукции привела к созданию и стандартизации колориметрических систем. Создание спектрофотометра (поставлен фирмой «Дженерал электрик» на мировой рынок в 1930 г.) и принятие на заседании VIIIсессии МКО(Международнаяй комиссия по освещению) в 1931г.стандартных условий измерения цвета: функций сложения цветов, стандартных излучений А, В и С и стандартной геометрии освещения/наблюдения[45] положили начало промышленному использованию цветовых измерений.Стандартная колориметрическая система XYZ МКО 1931г., установленная стандартамиМКОиИСО, стала основой цветовых измерений во всем мире.
Система спецификации цвета МКОво многих случаях оказывается весьма полезной и используется практически во всех применениях цветовых измерений. Однако для успешного ее применения необходимо знать ее возможности и ограничения.
Функции сложения цветов (кривые сложения) МКО 1931 г. Они характеризуютстандартного колориметрического наблюдателя(три стандартные кривые спектральной чувствительности трех разных «фотоприемников» человеческого глаза) при малых углах поля зрения (<4°). Первоначально данные были получены путем усреднения экспериментов Гилда и Райта по уравниванию наблюдателями спектральных цветов в поле зрения 2° с помощью суммы трех цветов R,G,B (красный, зеленый, синий) с длиной волны 700, 546,1 и 435,8 нм. Однако из-за отрицательных значений части функции r(λ)ее нельзя использовать для аддитивного сложения цвета.
(а)(б)
Рис. 50. Кривые сложения цветов стандартного колориметрического наблюдателя, полученные на основе данных опытов Гилда и Райта (а), кривые сложения цветовx(λ), y(λ), z(λ)для стандартного колориметрического наблюдателя МКО 1931 г. (б)
Для того чтобы избежать отрицательных значений кривых сложения, они были подвергнуты линейному математическому преобразованию, в результате чего были получены кривые сложенияx (λ), y (λ), z (λ) (рис. 50), которые известны как кривые сложения цветов стандартного колориметрического наблюдателяМКО1931 г. В новой системе основные цветаX,Y,Zявляются нереальными (воображаемыми, гипотетическими) цветами.
Стандартный колориметрический наблюдатель МКО 1964 г.Несмотря на то, что система МКО 1931 г. была официально признана во всем мире, у нее имелся ряд недостатков.
Новые кривые сложения были найдены на основе многочисленных опытов, выполненных Стайлсом, Бёрчем и Сперанской. Полученные кривые сложения были названы кривыми сложения дополнительного стандартного колориметрического наблюдателя МКО 1964 г. Угол поля зрения при уравнивании цветов был равен не 2° (как в первоначальных экспериментах), а 10°, что соответствует восприятию цветовых полей большего размера. Например, для площади диаметром 3,5 см на расстоянии 1 м, угол зрения равен точно 2°, а диаметром 17,5 см - 10°(рис. 51).
Рис. 51. Различие между двумя стандартными наблюдателями МКО
МКО приняла решение рекомендовать к использованию обе системы кривых сложения. Когда оценивают большие по размеру цветовые образцы, используют кривые сложения для дополнительного стандартного колориметрического наблюдателя 1964 г. (десятиградусного наблюдателя).
Оптическая геометрия измерения. При измерении цвета МКО рекомендует использовать четыре типа оптической геометрии освещения/наблюдения: 0/45; 45/0; 0/Дифф; Дифф./0 (рис. 52).
Рис. 52. Стандартные геометрии МКО
Первая цифра означает угол между нормалью к поверхности образца и направлением освещения образца, вторая – угол между нормалью и направлением наблюдения.
В современных приборах с геометрией 45/0 и 0/45 для снижения влияния на результат измерения фактуры поверхности образца и положения образца относительно прибора используют кольцевые осветители (источники) либо освещение образца из нескольких направлений.
Геометрии, обозначаемые Дифф./0°и 0°/Дифф., используют для максимально равномерного освещения образца в интегрирующей оптической сфере, обычно покрытой изнутри сульфатом бария илиSpectralonÒ.
Стандартные излучения и стандартные источники света. МКО предложила несколько стандартных колориметрических излучений, которые были обозначены латинскими буквамиA,B,C,D,EиF. Стандартные излучения МКО – это значения относительной мощности излучения в интервале от 300 до 830 нм с шагом 1или 5 нм. Стандартные излучения воспроизводят при помощи стандартных источников света – реальных источников света, спектральное распределение энергии которых в той или мере аппроксимирует одно из стандартных излучений.
В качестве характеристики цветности излучения источников света используется цветовая температура. Внедренные МКО стандартные источники освещения характеризуются следующими значениями цветовой температуры:А (свет лампы накаливания) – 2856 К,В (солнечный свет) – 4874 К,С (рассеянный дневной свет) – 6774 К.
Набор стандартных источников среднедневного света Dимеет диапазон коррелированных цветовых температур от 4000К до 7500К. Данные спектрального распределения излученияDбыли определены путем усреднения данных многочисленных измерений спектра дневного света выполненных в различных районах Великобритании, Канады и США. Для различных целей было определено несколько спектральных распределений источникаDдля различных значений цветовой температуры:D50,D55,D60,D65,D70,D75,соответственно, с коррелированными цветовыми температурами 5000 K, 5500 K, 6000 K, 6500 K, 7000 K, 7500 K. ИсточникD65следует считать наиболее универсальным, поскольку он наиболее точно аппроксимирует среднедневной свет. ИсточникD50принят в качестве стандартного в полиграфии, поскольку лучше всего подходит для характеристики изображения, напечатанного стандартными типографскими красками на бумаге. ИсточникD55принят в качестве стандартного в фотографии: лампы с цветовой температурой 5500 К используются в просмотровом оборудовании для слайдов и эту цветовую температуру имеет свет лампы-вспышки.
Излучение Е- источник излучения, имеющий равноэнергетический (не меняющийся с изменением длины волны) спектр, с цветовой температурой 5460К. Соответствует гипотетическому идеальному источнику белого света Реально не существует в природе и используется в колориметрии только в расчетных целях. Его координаты цветности: x = 1/3, y = 1/3 обозначаются на графике цветности МКО точкой, называемой точкой белого цвета.
Различные излучения F представляют собой излучение наиболее распространенных люминесцентных ламп. Например,F11– узкополосное излучение в трех длинах волн люминесцентной лампы белого света с коррелированной цветовой температурой 4000 К. Эта лампа (TL84Philips) широко используется в колориметрии, благодаря ее распространению в освещении, связанному с высокой световой эффективностью и высоким индексом цветопередачи.
Таким образом, измерить цвет– значит определить три характеристики в одной из стандартных колориметрических систем при стандартных условиях освещения и наблюдения. Такими характеристиками, которые позволяют однозначно определить цвет, являются, например, координаты цветаX, Y, Z или координаты цветностиx, y и координата цветаY, численно равная коэффициенту яркости (или отражения, ρ), в системе XYZ МКО 1931 или 1964гг. Они являются основными. От этих характеристик можно перейти к характеристикам цвета в других цветовых пространствах, используемых для определения цвета и цветовых различий.
Другие модели цветовых пространств. Одним из существенных недостатков цветового пространстваXYZ МКОявлялось то обстоятельство, что одинаковым изменениям координат цвета не соответствуют равнозначные изменения цветовых ощущений. Иначе говоря, разница между двумя цветами, находящимися в одной области графика, не так ощутима, как точно такая же разница между двумя соседними цветами, находящимися в другой области графика. Области порогов изменения цветности, границы которых для среднего наблюдателя соответствуют областям визуально одинаковой цветности, на графике xy МКО 1931 г. имеют форму не окружностей, а эллипсов разного размера с разным наклоном осей. Эти эллипсы так и называются эллипсами Мак Адама (рис. 53), который первым столь наглядно представил неравномерность цветового пространства системыXYZ.
Рис. 53. Эллипсы Мак Адама, нанесенные на график МКО 1931 г. (для наглядности представления эллипсы увеличены в 10 раз). Эти эллипсы приблизительно соответствуют пределам областей визуально одинаковой цветности для стандартного наблюдателя.