ДОПОЛНЕНИЕ К ГЛАЗУ: ОСНАЩЕНИЕ ЛАБОРАТОРИИ КОЛОРИСТА

От того, насколько точно колорист подберет цвет, зависит качество ремонта. Однако зрение — инструмент субъективный, на результат может повлиять и цветовая температура освещения, и цвет стен, и самочувствие колориста. Даже такой фактор, как утомление глаз от ярких тонов стен, может существенно исказить результат.

ДОПОЛНЕНИЕ К ГЛАЗУ: ОСНАЩЕНИЕ ЛАБОРАТОРИИ КОЛОРИСТА

От того, насколько точно колорист подберет цвет, зависит качество ремонта. Однако зрение — инструмент субъективный, на результат может повлиять и цветовая температура освещения, и цвет стен, и самочувствие колориста. Даже такой фактор, как утомление глаз от ярких тонов стен, может существенно исказить результат. Упростить работу колориста и избежать субъективных ошибок позволяет правильная организация его рабочего места.

Наталья Кутракова, руководитель проекта «Колеровочная система VIKA» ОАО «Русские краски»: — Качество цветоподбора зависит, в том числе, от условий труда колориста. Поэтому очень важно правильно спланировать размещение и оснащение колористической лаборатории. Лаборатория должна быть равномерно освещена лампами, излучающими свет, цветовая температура которых близка к цветовой температуре дневного света. Стены и полы помещения должны быть выкрашены в нейтральный, лучше всего в светло-серый цвет, с тем чтобы отсвет от стен никоим образом не влиял на цвет образцов.

Наталья Кутракова: — Огромное значение имеет правильная освещенность на участке подбора цвета автокрасок: цвет стен помещения, количество и расположение ламп освещения, наличие окон. Цветовую лабораторию необходимо оснастить специальной лампой, имитирующей спектр дневного света. Соответствие спектра искусственного света природному очень важно при подборе цвета автокраски. Разумеется, из рабочих инструментов в первую очередь важно обеспечить работника набором хороших цветовых эталонов, позволяющих не только сравнить искомый цвет с близкими, но и сразу увидеть заводскую формулу нужного колера.

Ирина Маслова, инструктор-технолог Учебного центра «Интерколор»: — В лаборатории могут использоваться цветовые каталоги. Их предназначение — определение кода краски и подбор формулы путем визуального сравнения выкрасов каталога с образцом цвета автомобиля. Впрочем, охватить всю реальную гамму цветов не способен ни один, даже самый обширный каталог. Незначительные вариации заводской окраски, поначалу незаметные для глаза, под воздействием непогоды и ультрафиолетовых лучей солнца могут привести к значительным отклонениям от «стандартного» цвета, причем сильно варьирующимся от автомобиля к автомобилю. На выручку тут приходят приборы, позволяющие объективно оценить цвет ЛКП по всем параметрам, наиболее распространенным из которых является спектрофотометр.

Ирина Маслова: — Формульная база сегодня невероятно обширна, и далеко не все формулы сопровождаются выкрасами в бумаге. Сталкиваясь с формулами, которые не имеют визуального сопровождения, колорист вынужден тестировать их самостоятельно, то есть сливать по формуле краску и распылять ее. Это излишние потери и времени, и краски. Спектрофотометр же позволяет быстро подобрать наилучшую формулу из программы, минуя процесс визуального сравнения. Спектрофотометр позволяет работать, в том числе, с формулами, не имеющими визуального сопровождения. Но независимо от того, работает ли колорист с цветовой документацией или со спектрофотометром, ему понадобится специальная программа для цветоподбора.

Ирина Маслова: — В лаборатории колориста обязательно должна быть программа для цветоподбора, из которой колорист берет рецепты. Такие программы бывают двух типов. Некоторые позволяют работать автономно, другие же требуют обязательного выхода в Интернет.

Ирина Маслова: — Есть программы, которые просто устанавливаются на компьютер и дальше позволяют находить нужные формулы и другую информацию без выхода в Интернет. Другой разновидностью специализированного софта являются программы, которые работают в режиме онлайн: с их помощью колорист производит подбор, пользуясь рецептами, хранящимися в Интернете. Функциональны и тот и другой варианты. Онлайн-программа хороша тем, что при работе с ней колорист всегда обращается к последней версии базы данных. С другой стороны, «стационарная» программа делает работу колориста независимой от наличия или отсутствия Интернета. Проблему же устаревания базы данных легко решают периодические обновления программы. Впрочем, даже самый лучший спектрофотометр и программное обеспечение не могут полностью заменить человеческий глаз, приводя к необходимости тест-выкрасов и визуального сравнения полученного цвета с необходимым. При этом следует учитывать, что человеческий глаз, адаптирующийся к цветовой температуре освещения в весьма широких пределах (к примеру, на «дневной» фотопленке кадры, сделанные при лампах накаливания, выглядят буро-коричневыми, в то время как глаз воспринимает свет практически как белый), воспринимает один и тот же цвет при разном освещении по-разному. Кроме того, цвет небольшого образца и окрашенной той же краской обширной поверхности может восприниматься по-разному. Поэтому из дополнительного — пусть даже и не вполне обязательного, но крайне желательного — оборудования в лаборатории должна присутствовать лампа колориста.

Ирина Маслова: — Лампа колориста позволяет произвести точный цветоподбор в условиях плохого освещения. Такие лампы бывают нескольких типов. Наиболее распространены так называемые лайт-боксы. Сергей Логинов, руководитель тренинг-центра ООО «Технолак»: — Лайт-бокс представляет собой ящик, в котором устанавливаются несколько источников света. Каждый из них имеет разную цветовую температуру. А вместе все они имитируют дневной свет в разных его ипостасях, и за счет этого можно посмотреть образец в разных условиях.

Ирина Маслова: — Может получиться так, что колорист, посмотрев цвет только при искусственном освещении, отдаст краску в работу. Деталь выкрасят. Вроде бы она полностью совпадет по цвету с остальным автомобилем. Но, как только машина окажется на улице, при естественном освещении, разница в пигментном составе ремонтного и оригинального лакокрасочного слоя, то есть различный спектральный состав поверхностей, может привести к визуальному расхождению оттенка. Чтобы такого не происходило, нужно в обязательном порядке проверять образцы на метамерность с помощью ламп, имитирующих различный свет. В лайт-боксе обычно устанавливаются источники, имитирующие дневной рассеянный свет, вечерний свет, лампа полуденного солнца и ультрафиолетовая лампа. Однако у лайт-бокса есть существенный недостаток, в значительной степени снижающий его функциональность.

Ирина Маслова: — Лайт-бокс позволяет работать с образцами только маленького размера. Но он неприменим для работы с машиной. Обычно эту проблему решают за счет того, что с автомобиля снимают лючок бензобака и по нему уже осуществляют подбор. Но такой способ не всегда дает точный результат. В частности, он неприменим в том случае, если автомобиль уже подвергался частичному ремонту.

Ирина Маслова: — В таком случае можно использовать специальную переносную лампу колориста. Такая лампа есть в линейке 3М. С ее помощью проверяют образец на метамерность и рассматривают эффектные пигменты (их цвет и искристость) непосредственно на автомобиле. После «теоретического» подбора краски наступает этап сугубо практический — краску необходимо составить и опробовать. И для этого уже требуется куда более существенная линейка оборудования, помогающая осуществить дальнейшие этапы — от забора компонентов до получения тест-выкраса. Однако начнем по порядку — с хранения. Хотя этот технологический этап не бросается в глаза, он также может оказать очень заметное влияние на результат, ведь при длительном хранении краски происходит расслоение материала — более тяжелые пигменты начинают оседать в виде осадка. Чтобы этого не происходило, краски необходимо регулярно перемешивать. Для этих целей лаборатория обязательно должна быть оснащена специальным механическим стеллажом.

Ирина Маслова: — Лаборатория колориста — это своего рода мини-фабрика по производству красок. Одним из главных приспособлений в ней является механический стеллаж. Он одновременно служит и местом хранения компонентов, и миксером для перемешивания красок. Это устройство оснащается таймером. Он отмеряет заданный интервал времени с момента запуска. Периодичность включения миксера определяется заводом-производителем красок. Компоненты Spies Hecker, например, рекомендуется мешать не реже двух раз в день. Стеллаж одновременно размешивает сразу все компоненты, хранящиеся на его полках. Для отбора компонента его емкость оснащается крышкой-дозатором. Такие крышки идут в комплекте с лабораторией.

Ирина Маслова: — Крышки-дозаторы поставляются в самом начале, еще при оснащении лаборатории, и потом используются много раз. На один и тот же компонент надевается одна и та же крышка-дозатор. При заказе стеллажа количество крышек-дозаторов подбирается в зависимости от числа компонентов, которые будут храниться в лаборатории. При этом на разные по объему банки потребуются разные крышки-дозаторы.

Ирина Маслова: — Есть крышки для литровых банок. Их же можно использовать и на поллитровых банках. На большие же, трехлитровые банки идут свои крышки-дозаторы. Для лучшего перемешивания готовых материалов имеет смысл оснастить лабораторию специальным шейкером. Сергей Логинов: — Как дополнительное оборудование можно приобрести шейкер — вибрационную установку для лучшего перемешивания готовой краски. Далее отобранная краска поступает на весы, помогающие колористу точно дозировать все компоненты краски. Поэтому точность взвешивания должна быть весьма высокой — от 0,1 до 0,05 г в зависимости от настроек. Завершается процесс приготовления колера, как уже сказано, контрольным выкрасом.

Ирина Маслова: — Колорист не может просто слить краску и отдать ее маляру. Формулу надо протестировать. Делается это с помощью окрасочного оборудования, аналогичного тому, которое используется в малярном цеху. Даже пистолеты-распылители желательно использовать той же модели, что и у маляра на сервисе. Это важно, поскольку от окрасочного оборудования зависят нанесение и, соответственно, цветовой оттенок в эффектных красках. Колористическую лабораторию имеет смысл оснастить несколькими окрасочными пистолетами.

Наталья Кутракова: — При работе в лаборатории одного колориста желательно использовать два краскопульта: под краску и под лак. Для комфортной работы двух колористов в одной лаборатории рекомендуются три краскопульта: один под лак и два под краску. В лабораторию должен подаваться подготовленный воздух. Она может быть подключена либо к единой сети предприятия, либо иметь собственный источник воздуха.

Наталья Кутракова: — В последнем случае лабораторию оснащают собственным компрессором производительностью от 240 л/м — ее достаточно для комфортной работы двух колористов. Кроме непосредственно окрасочных пистолетов для тестирования красок может потребоваться отдельное помещение с независимой системой приточно-вытяжной вентиляции. Для проведения тестов также нужны специальные тест-пластины, а кроме того, оборудование для их сушки.

Ирина Маслова: — Тест-пластины желательно иметь металлические, грунтованные, с нанесенной на них черной полосой для проверки укрывистости. После контрольного выкраса тест нужно высушить. Для этого можно использовать специальную печку для сушки тестов или же инфракрасную сушку. Из прочего оборудования, которое может оказаться весьма полезным в лаборатории колориста, стоит выделить емкости с нанесенной на их поверхность линейкой для разведения. Такие будут незаменимы, если краску разводит сам колорист. Впрочем, это происходит нечасто. Обычно разводит краску сам маляр, поскольку разбавленную краску долго хранить не стоит. Для оснащения лаборатории колориста требуется и специальная мебель.

Ирина Маслова: — Весы должны стоять на ровной поверхности, лучше на отдельном столе. В месте расположения весов не должно быть сквозняков. Отдельный стол имеет смысл использовать под компьютер и цветовую документацию. Также отдельный стол понадобится и для смешивания красок. Кроме того, нужно предусмотреть мебель для хранения расходных материалов.

Наталья Кутракова: — В колористической мастерской устанавливают стеллажи для расходных материалов и каталогов. При этом помещение лаборатории колориста должно быть специальным образом оборудовано с учетом требований гигиены труда. Поскольку рабочим в такой лаборатории постоянно приходится иметь дело с токсичными веществами, в ней обязательно должна быть мощная вытяжка. В помещении должны поддерживаться постоянная комнатная температура и нормальная влажность. И хотя средства индивидуальной защиты, строго говоря, оборудованием не являются, все же уместно упомянуть, что они в лаборатории колориста должны быть непременно, и работать с красками без них нельзя.

Ирина Маслова: — Должна быть специальная рабочая одежда — халат или комбинезон нейтрального цвета, не бросающие отсветов на образцы, а также индивидуальные средства защиты: респираторы-полумаски с угольными фильтрами, перчатки. А кроме того, по европейским меркам, надо еще надевать очки. Это совершенно не излишнее требование. Те из колористов, кто носят очки, знают, что со временем появляется легкий опыльчик на стеклах. Такой же «опыльчик» будет на глазах работающего без очков маляра. И наконец, о расходных материалах, необходимых колористу для его работы.

Ирина Маслова: — Должны быть полировальная паста для того, чтобы очищать образцы, и полировальные салфетки. Далее — обезжириватель. Паста для очистки рук — специальная смывка, которая не так агрессивна, как растворитель, но краску хорошо оттирает. Ну и, конечно, аптечка. Вот, собственно говоря, и все. Большинство лабораторий довольствуются приблизительно таким набором оборудования и материалов. Его хватает для того, чтобы эффективно и качественно осуществлять цветоподбор.


Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...